Об особенностях проверки органами ГосПожНадзора
Полезная информация

Проверка органами ГосПожНадзора

ЗНАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Защита жизни человека и его имущества – это основная функция любого госдарства. Поэтому законодательные и нормативные правовые акты в Российской Федерации устанавливают обязательные требования безопасности. Одной из составных частей безопасности зданий и сооружений является пожарная безопасность.
В области пожарной безопасности основные требования изложены в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности и Правилах противопожарного режима в Российской Федерации.
Наличие обязательных требований предполагает необходимость выполнения соответствующих мероприятий. Неисполнение требований влечет ответственность как административную, так и уголовную. Санкции по делу об административных правонарушениях в форме штрафов оцениваются сегодня в суммы от ста пятидесяти тысяч до миллиона рублей (в случае введения пожароопасного режима). Средний штраф после проведенной проверки составляет триста тысяч рублей. Кроме того, могут быть применены такие меры, как арест товаров и временный запрет деятельности до девяноста суток. Понятно, что санкции надзорных органов являются достаточно действенными и в некоторых случаях могут привести к потере бизнеса.
При всех перечисленных неприятностях необходимость исполнения требований пожарной безопасности остается даже после уплаты штрафов. В противном случае – очередной штраф за неисполнение предписания, который также чувствительно бьет по карману. То есть, в случае неисполнения обязательных требований предприниматель пострадает дважды: сначала он оплатит штрафы, а затем будет выполнять мероприятия по выполнению требований пожарной безопасности. Просто стоимость мероприятий по обеспечению пожарной безопасности увеличивается на сумму штрафа. Но за эти деньги уже возможно установить систему сигнализации в небольшом офисе.
Можно самостоятельного выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (до прихода проверяющих). Однако они достаточно обширны и не всегда понятны бизнесмену, который, например, производит молокопродукты. Да и сама нормативная база постоянно развивается и изменяется. Либо молокопродукты выпускай, либо требования ПБ изучай и выполняй.
Классический пример из жизни автолюбителя: ни у кого не возникнет желания ремонтировать BMW X6 в гаражном кооперативе, разве что резину поменять с летней на зимнюю. Автомобиль высокотехнологичный, с использованием большого количества электроники, поэтому автолюбитель обращается в автосервис (да и то не в случайный), то есть к специалистам.
Также обстоит дело и с обеспечением пожарной безопасности. Собственнику объекта целесообразно обращаться в организации, специализирующиеся в данных вопросах. Выбравшие этот путь сэкономят на штрафах. Но, как правило, они обращаются за помощью после уплаты штрафов или, в лучшем случае, перед проверкой.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ СОБСТВЕННИКАМ НЕОБХОДИМЫ ЗНАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Теперь хотелось бы остановиться на тех ситуациях, когда собственнику объекта необходимы знания требований пожарной безопасности и помощь в проведении противопожарных мероприятий, как технических, так и организационных.
Первый и самый частый случай – плановые и внеплановые проверки надзорными органами. В ходе таких проверок должностные лица вправе проверять выполнение всех требований, установленных в отношении данного объекта.
В настоящее время значительная часть собственников объектов, обнаружив сведения о своей организации в годовом плане проверок (который открыто публикуется на сайте Генпрокуратуры), обращается в специализированные организации для проведения независимого обследования и установления необходимых мероприятий для приведения имущества в соответствие с требованиями пожарной безопасности еще до проверки. Это вызвано тем, что мероприятия все равно придется выполнять, но штрафных санкций можно избежать. Помощь в этом случае оказывают специалисты из организаций, занимающихся пожарным аудитом.
Второй случай – выполнение работ в области пожарной безопасности. Это относится к законопослушным собственникам объектов, которые в силу определенных обстоятельств – будь то личные принципы или неотвратимость проверки – стараются выполнять все требования пожарной безопасности. Они в соответствии с Правилами противопожарного режима организуют проверки систем пожарной безопасности объектов. К ним относятся и собственники, которые принимают объекты от строителей.
Большинство уже не довольствуется заверениями подрядчиков о том, что все сделано хорошо, а требует проверки независимой организацией качества работы противопожарных систем. Например, директор школы не в состоянии оценить качество проведенной огнезащиты. В таком случае собственники объектов прописывают в договорах обязательное подтверждение качества работ третьими лицами – компетентными и независимыми организациями. Как правило, подтверждение качества – это сертификат какой-либо авторитетной системы сертификации на конкретное устройство обеспечения пожарной безопасности.
И третий случай – производство и реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации. Так, в Орловской области органами ФГПН «за истекший период 2013 года были проведены мероприятия по контролю (надзору) в отношении поставщиков продукции – девять плановых выездных проверок. Проверки в отношении производителей продукции запланированы на 2015 и 2016 годы».
По данным с сайта МЧС России: «При проведении данных проверок было установлено, что на реализуемую продукцию имеются сертификаты соответствия. Вместе с тем, на одном объекте была проведена проверка реализуемой продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, которой было установлено, что нарушены условия сертификации реализуемой продукции, а именно – истек срок действия сертификатов пожарной безопасности на продукцию. По результатам проверки в отношении должностного лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 20.4 КоАП РФ (неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно)».
Согласно статье 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
Идентичные требования установлены Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности. Так статьями 133, 134, 135, 141 Технического регламента в отношении строительных материалов, текстильных и кожевенных материалов, газов, жидкостей, твердых веществ и материалов, твердых дисперсных веществ, электротехнической продукции установлены указанные требования.
В этом случае помощь производителю оказывают специалисты органов по сертификации продукции, аккредитованные Федеральной службой по аккредитации или в системе сертификации продукции (в зависимости от необходимости подтверждения параметров – добровольно подтверждаемых или обязательных).

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТ ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ
Проверка надзорными органами состояния объекта
При проверке надзорными органами состояния объекта возникает ряд проблем. Одна из них – это невозможность визуально установить работоспособность технических средств обеспечения пожарной безопасности. При этом могут возникать необоснованные требования по замене технических средств или повторном проведении определенных видов работ.
Определить необходимые показатели систем обеспечения пожарной безопасности может и сам собственник, но при наличии лабораторного аттестованного оборудования, квалифицированного персонала, нормативной документации и так далее. Как правило, этого нет, так как стоит недешево.
Поэтому для решения этих проблем у собственника объекта два пути:
■ понести необоснованные расходы, повторно провести работы, заменить (возможно, исправные) технические средства, предварительно заплатив штраф 150 тыс. рублей;
■ применение результатов добровольной сертификации (разъяснение МЧС России от 13.04.2011 №192131281 о законности применения результатов добровольной сертификации), когда подтверждается выполнение обязательных требований на объекте в отношении: средств пожарной автоматики; противопожарного водопровода; средств огнезащиты; наружных пожарных лестниц, ограждений кровли и т.д.
При этом в рамках законодательства подтверждается выполнение обязательных требований, согласно статье 145 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности:
1. Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации».
И согласно статье 21 Федерального закона «О техническом регулировании»:
«Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования».
Таким образом, между собственником и инспектором встает третья законная сторона, которая подтвердит исправность систем противопожарной защиты и не допустит необоснованных требований (в случае их появления) по замене технических средств или повторном проведении определенных видов работ.
Результат – отсутствие штрафов и необоснованных затрат.
Но здесь необходимо иметь в виду, что отсутствие подтверждения компетентности организаций, проводивших проверку технических средств системы противопожарной защиты, может привести к признанию налоговыми органами расходов на такие услуги необоснованными.

Особенности ситуации, в которой оказывается собственник объекта и подрядчик при выполнении работ в области пожарной безопасности.
Как отмечалось выше, заказчик услуг в области пожарной безопасности, как правило, не имеет возможности проверить качество проведенных работ своими силами. В этом случае заказчик может «не глядя» принять работы, выполненные с нарушениями, зачастую с использованием контрафактной продукции и получить, как следствие, те же нарушения, что и были до выполнения работ. Затем последуют санкции и новые расходы, которых можно было избежать.
Но можно пойти и по другому пути, привлечь специализированную организацию, что позволит заставить исполнителя устранять нарушения за свой счет (это необходимо устанавливать договором на проведение работ). Так, муниципальным органам образования и здравоохранения целесообразно включать этот пункт в условия тендеров для отстаивания собственных интересов при конфликте с недобросовестными поставщиками услуг в области пожарной безопасности.
В результате собственник объекта или муниципалитет (штраф из его бюджета) получает выполнение требований пожарной безопасности и отсутствие дополнительных расходов.

Особенности применения требований пожарной безопасности при обороте отдельных видов продукции.
Как отмечалось выше, изготовители (поставщики) строительных материалов, текстильных и кожевенных материалов, газов, жидкостей, твердых веществ и материалов, твердых дисперсных веществ, электротехнической продукции в обязательном порядке должны указывать в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности. Пример Орловской области доказывает, что надзорные органы МЧС России приступили к работе в этом направлении и начали штрафовать по ч. 7 ст. 20.4 КоАП РФ.
Определить показатели пожарной опасности возможно самостоятельно (при наличии лабораторного оборудования, квалифицированного персонала, нормативной документации и так далее). Однако содержать собственную лабораторию многим предпринимателям (особенно поставщикам) невыгодно. Поэтому в данной ситуации также целесообразно использовать результаты добровольной сертификации, что позволит выполнить требования ПБ и избежать дополнительных расходов, намного превышающих стоимость мероприятий по выполнению требований.

КОРОТКО О ПРАВИЛАХ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ В СИСТЕМАХ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
Система добровольной сертификации регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, которым является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования, знаках соответствия и порядке их применения. Реестр поручено вести Росстандарту.
Если вы решили пройти добровольную сертификацию, то для выбора необходимо:
■ Проверить, есть ли система в реестре.
■ Ознакомиться с сайтом организации, которая зарегистрировала эту систему, понять, авторитетна она или нет. Если на сайте не указаны данные о выданных сертификатах или они не обновляются, нет перечня органов по сертификации, испытательных лабораторий, отсутствует список экспертов или правила сертификации – это свидетельствует о неработоспособности системы.
■ Ознакомиться с информацией, содержащейся в реестрах органов по сертификации, испытательных лабораторий, о выданных сертификатах.
И после обратиться в ближайшую к вам компетентную организацию, удовлетворяющую вышеперечисленным требованиям, где специалисты проконсультируют вас по всем вопросам.
Сам процесс сертификации продукции во всех системах как обязательных, так и добровольных примерно одинаков, известен и обсуждать его подробно нет смысла.
Что касается сертификации работ, услуг и инструментального контроля, то в общем случае порядок следующий:
■ подача заявки на сертификацию;
■ рассмотрение и принятие решения по заявке;
■ оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
■ принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
■ выдача сертификата и протоколов (актов) испытаний;
■ инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг (при необходимости).
И в заключение о сроках в области сертификации работ и услуг. Если орган по сертификации не занят, то сертификация системы пожарной сигнализации двух трехэтажного торгового центра площадью 2000 тыс. м2 займет не менее одной недели и не более двух.

Журнал «Алгоритм Безопасности» №6, 2013 год.

© 2011-2024 | ООО "ГК Спецавтоматика" | Охранно-пожарная сигнализация, г. Санкт-Петербург